Отблески Этерны


Пожалуй, это один из лучших представителей жанра "большого" фэнтези (большой размах событий, глобальность происходящего, множество персонажей, детальная проработка сюжета), что мне доводилось читать.
Для меня "Отблески Этерны" многострадальный цикл: три раза я сталкивался с ним, и только с четвёртой попытки смог одолеть. Причина этого кроется в том, что книг в серии всего пять, а вот томов одиннадцать (хотя может и больше - ещё не вышел самый последний том последней книги, и я даже не хочу представлять, на сколько частей этот том можно растянуть). И все эти тома выходили в свет с интервалом в год. К моменту выхода очередной книги, вспомнить события предыдущих, я уже не мог. Вот и получилось, что прочитав первые две книги подряд, третью я кое-как дождался, а вот в момент выхода четвёртой, вспомнить, о чём были первые книги, уже не смог. И тому было несколько причин:
  • Персонажи
Первое, что приходит на ум: более-менее значимых персонажей набирается на целый полк, а уж из пятистепенных персонажей (их участие ограничивается парой страниц) - полнокровный легион. Одних только имён основных персонажей хватит, чтобы заполнить мелким почерком лист формата А4. Может я, и утрирую, но совсем чуть-чуть.

Сходу запомнить "who is who" и "who is хам" крайне сложно. Мало того, что Камша обрушивает десятки имён уже с первой главы, так часть из этих имён похожи. И всё-бы ничего, если не учитывать манеру подачи сюжета:
  • Подача событий
Сага начинается историей мироустройства, повествованием об Ожерелье Миров, Хранителях, некой беде приключившейся в центре этого Ожерелья и о гадости "извне", пожирающей миры. И только я настроился внимать столь глобальному повествованию...  как вся вселенная съеживается до переживаний одного единственного молодого человека. А далее начинается, собственно, основное повествование. Чёрт возьми! Целую главу я готовился к битве за мироустройство, уже достал большую ложку, в предвкушение данного яства и, вдруг, мне подают банку консервов, со словами - сам разберись, что тут к чему.

Согласитесь, столь резкий переход несколько сбивает с толку. Конечно, я понимаю, что это вступление позволило быстро объяснить верования в "Четверых" и т.д. и т.п. Но, мне целую главу подробно расписывали персонаж, которой вообще больше нигде не встречается.

Окей, хрен с этой странной первой главой. Но далее яснее не становится - нынешние события слишком сильно переплетены как с прошлыми, так и вообще древними. И вот тут с ходу разобраться в их последовательности и на что, ссылаются персонажи, ой как непросто.

Но надо отдать должное, постепенно ворох событий раскладывается по полочкам и проблем с пониманием "что к чему", не возникает. Aue.
  • Сюжет
О, сага просто лопается от разнообразных событий, как прошлого, так и настоящего. Камша старательно описывает все мало-мальски важные телодвижения всех персонажей. Боже, как-же порой раздражает пару страниц читать описания нарядов, интерьеров или событий, никак не влияющих на основной сюжет. Левия мне в пращуры, да местами видно, что книгу просто "раздували" до нужного объёма. К счастью, таких мест немного, но как же они утомляют, особенно на фоне общей словохотливости Камши. Она старательно и пунктуально, описывает абсолютно всё. И это скорее хорошо - "погружение" в мир происходит крайне легко. Но читать приходится очень, очень много "пустого" текста.
  • Разделение сюжетных линий
Из-за большого количества действующих персонажей (главных среди них пока перечислишь, охрипнешь) большая часть томов серии концентрируется на трёх-четырёх сюжетных линиях. Что привело к тому, что в следующем томе серии, может вообще не встретится с героями из прошлого тома. Мой совет, читайте всю серию подряд, и быстро. Или рискуете просто не вспомнить о ком повествует новый том.


В целом-же история получилась крайне интересная. Да, местами несколько затянуто; да, описания боевых действий вызывают лёгкую улыбку своей наивностью; да, тяга писательница к мелодрамам на лицо. Но, всё это легко читается, более того, это увлекательно и интересно. А учитывая, что Камша мастерски владеет "языком", то от серии просто не оторваться.

И я бы не сказал, что это героическое или историческое фэнтези, нет - это приключенческий роман, достойный сподвижник произведений  Дюма и Жюль Верна. Эта сага о приключениях, где герои честны и храбры, а злодеи мерзки и жалки. И, тысяча чертей, мне это нравится этот умопомрачительная настойка теплого золота осени с лёгкой горчинкой любви. Именно эта душевная атмосфера и притягивает к себе, заставляя не обращать внимание на мелкие погрешности и лёгкую затянутость.

Ближайшее с чем я могу сравнить "Отблески Этерны" это цикл Джорджа Мартина "Песнь Льда и Пламени". Но, если у Мартина получилась до ужаса кровавая и правдоподобная история, в которой у каждого свой скелет в шкафу. То у Камши получилась именно приключенческая книга, где герои всегда побеждают, не смотря ни на что.

Итак, "Отблески Этерны" лучшая серия "большого" фэнтези от русского автора. Прекрасно подойдёт любителям приключенческих романов.

P.S.
Бармен, ещё стаканчик!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пешеходная прогулка м.Курская - м.Красные ворота